Говоря о конфессиональном анализе русской эмиграции, нельзя не выделить старообрядчество. Эта конфессиональная группа русских издавна устремлялась на поиски лучшей жизни. Их переселению на новые земли способствовали не только поиски легендарного Беловодья, но и известные религиозные гонения, социально – политические и социально – экономические условия жизни.
Эти и ряд других причин привели в свое время старообрядцев России из Поволжья, Урала, Сибири, Алтая, Забайкалья, а также зарубежья ( Австрия, Румыния, Турция) на Дальний Восток ( Приамурье и Приморье ). Обилие пустующих земель, богатые охота и рыбалка, малозаселенность края, определенная религиозная свобода были весьма привлекательны для старообрядцев различных направлений, толков и согласий. Природная энергия, умение в короткие сроки приспособиться к новым условиям жизни, завидное трудолюбие способствовали их быстрой адаптации на Дальнем Востоке.
Старообрядцы жили в Китае с начала строительства КВЖД, жили они обособленно, стремясь к экономии, самостоятельности и сохраняя многовековые традиции.
Рассматривая историю зарубежного старообрядчества, нельзя не обратить внимание на становление и развитие Иркутской и Амурской епархии, так как с установлением в России советской власти центром ее расположения становится город Харбин.
В Национальном архиве Республики Бурятия находится уникальный фонд 478 « Переписка и письма Старообрядческого Епископа Иркутско-Амурского и всего Дальнего Востока с настоятелями старообрядческих общин и храмов других городов». Эти документы проливают свет на интересные факты общения владыки Иосифа с настоятелями старообрядческих общин Забайкалья. Вверенная владыке епархия охватывала огромные территории, и духовно окормляемые приходы находились на большом расстоянии друг от друга, он всегда беспокоился за религиозную жизнь своих прихожан. Своими переживаниями он часто делился в письмах с протоиреем Тарбагатайской старообрядческой общины Амвросием Федотовым.
Изменения, принесенные революцией, старообрядцы приняли по-разному. Епископ Иосиф не принял советскую власть. В 1920 году с «волной беженства» он прибыл в г. Харбин и окончательно в нем обосновался. В этом городе в результате эмиграции оказалось много старообрядцев. Для оказавшихся на чужбине христиан епископ Иосиф стал и епископом, и священником, и общественным деятелем. Владыка возглавил единоверцев, как всегда энергично взялся за налаживание религиозной жизни. Благодаря его активной деятельности в Харбине создается Епархиальный совет.
Теперь преосвященный Иосиф получил возможность заняться архиерейскими делами и с большей активностью взяться за устроение церковной жизни христиан в Китае. Однако, он не раз сожалел и о том, что не может посетить свою епархию в России. «…не могу поехать по епархии, т.к. я все таки живу за границей, на это нужно употреблять большие хлопоты … правительственная власть разрешит или нет.»[1]- так писал он своим единоверцам в Забайкалье.
Несмотря на все сложности, епископ Иосиф продолжал вести церковную работу в Харбине. Благодаря его деятельности в Харбине сложилась старообрядческая община, был построен первый старообрядческий храм «…постройка эта уже была произведена вчерне, когда средства у прихода закончились и источника для их появления не стало. Тогда преосвященный Иосиф все свои сбережения отдал на окончание постройки храма. С весны 1925 года он целые дни проводил на строительстве и даже ночевал там, в сторожке, вплоть до окончания строительства и обустройства нового храма…. Огромная духовная радость охватила владыку, когда он освещал храм».[2]
В своем письме старообрядцам Тарбагатая он пишет: «…сообщаю радостную для меня новость мы 22 июня 1925 года освятили вновь построенный храм и переехали со всем в новую квартиру в Новый город на Ляолянскую улицу № 360. Храм у нас в настоящее время просторный, светлый, с иконостасом в древнем стиле и вообще с довольно приличной обстановкой, только большой у нас недостаток в богослужебных книгах, но думаю вы мне все поможете выйти из этого положения. Правда постройка нам пришлась очень и очень горькой. С постройкой мы понесли очень много долгов, запасы какие были у нас истощились, придется наверное обращаться и к вам мои детушки, не оставьте старца немощного, сколько силы вам позволят…»[3].
После освещения храма немного пожил преосвященный Иосиф. Владыка умер 4 января 1927 года и был похоронен возле алтарной стены созданного им храма в городе Харбине.
После его смерти вверенная ему епархия осталась без окормления. Вдовствующей она была не долго. В старообрядческих общинах и приходах Забайкалья, Читинской, Амурской областей и Приморского края началось бурное обсуждение кандидатов. И только 19 мая 1929 года в г. Томске в Храме Успения пресвятой Богородицы епископами: Амфилохием временно тогда управляющим епархией Иркутско–Амурской и всего Дальнего Востока и Тихоном Томско-Алтайским был рукоположен в епископы протоиерей Тарбагатайской старообрядческой общины Амвросий Феофанович Федотов, наречный Афанасием[4].
Общение с Харбином не прекратилось. О. Амвросий до своего ареста в 1937 году продолжал переписку с Харбинским приходом. Его письма уже были адресованы протоиерею И. Кудрину, настоятелю Петропавловского храма.
Таким образом несмотря на то, что старообрядцы Иркутско-Амурской епархии оказались разделены государственной границей пасторское окормление старообрядческой общины в Харбине, хотя бы через письма но осуществлялось.
Недолго пришлось христианам свободно и открыто служить старообрядческой церкви в Китае. Гонения за веру, которых они избежали, покинув Россию, настигли их на чужбине. Старообрядческая община в Харбине просуществовала до конца 1950-х годов. Харбинские старообрядцы стали разъезжаться, прихожан становилось все меньше, и построенный храм должен был перейти в руки китайских властей. Чтобы избежать поругания над могилой Иосифа, оставшиеся прихожане и два священника добились разрешения городских властей перезахоронить прах владыки. Перезахоронение произошло 14 января 1957 года на общее Успенское кладбище в районе Нового города.
Старообрядцы Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также живущие ныне в Китае, Австралии и Аляски, бережно хранят светлую память о первом старообрядческом епископе – преосвященном Иосифе, Иркутско-Амурском и всего Дальнего Востока (в миру – Антипин Иаков Исакович.1853-1927 гг.).
Еще нельзя не отметить Молитвенный дом духовных христиан-молокан, находившийся в Харбине. Община была образована с приездом первых построечников КВЖД, а организационно оформлена в 1904 г. К 1910 г. ее членами числились 100 человек[5]. Тогда же началось ходатайство о выделении земельного участка, которое не увенчалось успехом. 11 мая 1920 г. Русский пограничный окружной суд утвердил устав Общины, которая до 1922 г. управлялась старшими членами общины. В 1921 г. был избран комитет общины из 7 человек. Первым председателем (он же – пресвитер) стал Е.Г. Косицын, который занимал этот пост до своей смерти (1940 г.). С 1923 г. велись переговоры о получении земельного участка, который был выделен Городским земельным управлением на правах аренды в 1929 г. Закладка молитвенного одноэтажного дома площадью 182 квадратных метров по Варшавской улице,70, состоялась 17 декабря 1929 г. Дом вмещал до 200 прихожан, инициатором его постройки был Я.И. Чекмарев (пресвитер с 1940 г.). имелся участок земли под кладбище площадью 5460 кв.м., который находился рядом с немецкими и польскими захоронениями. Общиной велась большая благотворительная работа.
Отметим, что в эмиграции существовало большое количество конфессий, но одной из превалирующих продолжало оставаться православие.
Важно заметить, что эмигрантская православная церковь всегда находилась в тесной связи с РПЦ.
Поделиться: