Известный в республике собиратель старообрядческого фольклора и популяризатор семейской культуры рассказала о том, как любовь к родине стала источником вдохновения. Интервью записано пресс-службой Министерства культуры Бурятии.
Галина Чебунина заслуженный работник культуры России, почетный профессор ВСГИК, известный в республике и за ее пределами собиратель и популяризатор нематериальных культурных памятников старообрядцев Забайкалья. Руководитель Тарбагатайского народного театра эстрадных миниатюр «Гоп-компания», а также руководитель семейского ансамбля «Судьбинушка». Коллектив лауреат многочисленных всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. В 2020 году знаменитая театральная труппа отмечает 30-летний юбилей.
В интервью Галина Чебунина рассказала о том, как старообрядческая культура стала делом всей жизни, что заставило взглянуть на фольклор и традиции под другим углом, как рукоплескали семейскому многоголосью в Нью-Йорке, Париже, Мюнхене, Цюрихе, Будапеште, Вене, Лос-Анджелесе. Как за две недели собрали материал о культуре старообрядцев для ЮНЕСКО, чем ныне живет «Судьбинушка» и какова миссия Тарбагатайского народного театра сегодня.
"Любовь к старообрядческой культуре зарождалась в детстве"
Галина Чебунина рассказывая о том, с чего началась тяга и любовь к старообрядческой культуре, начала свой рассказ с того, что все закладывалось с детства, а именно от отца Ермолая Маркеловича. Он взял в жены Людмилу Ивановну, которая работала по распределению в Бурятии с 1952 года.
- Мне от отца досталась любовь и тяга к своим семейским корням, а больше – к своей малой родине, как бы пафосно это ни звучало: к Селенге с островами, к степи, к деревне с огородами и лугами, с её интересными, самобытными людьми. А мама… Великая фантазёрка, выдумщица, лёгкая на подъём, душа компании. От неё у меня любовь к театру, импровизации, музыке, КВН. Вот такая гремучая смесь получилась.
И в школе, и в пионерлагере, и в институте я была закопёрщицей многих дел и придумок.
С 1984 года я начала работать в культуре. И всё-то меня тянуло к театрализации, спектаклям, юмористическим концертам, а интерес к культуре семейских ещё дремал во мне. Часто бывает, что, когда живёшь в этой среде, не понимаешь того, какое богатство тебя окружает. Все мои тётки носили семейскую одежду, по праздникам пели старинные песни, гуляли шумно, весело, дядья играли на гармошке. Мне все это было очень интересно, но я смотрела на всё как на представление, со стороны. Мамино воспитание пока брало верх.
«Перестройка» заставила взглянуть на все под другим углом…
- И вот, грянула «перестройка». Интерес к России, приезд иностранцев – фольклористов, историков, антропологов заставил внимательно присмотреться, прислушаться, вчитаться в книги и начать кое-что понимать, а затем изучать, сохранять, пропагандировать и, наконец, глубоко влюбиться в родную культуру и гордиться своими корнями.
О том, как образовался ансамбль «Судьбинушка»
- В 1989 году на международный фольклорный фестиваль «Жемчужина Севера» в г. Архангельск был приглашён семейский народный хор «Былина». Для усиления, так сказать, звучания в хор были приглашены молодые поющие ребята. Так я стала петь семейские песни. После фестиваля мы ещё какое-то время пели с бабушками, потом я предложила ребятам отделиться от хора и заразила этой идеей талантливого Сергея Чебунина. Так, в 1990 году, образовался ансамбль «Судьбинушка», в котором я стала руководителем, а Сергей – хормейстером.
У Сергея редкий дар: он уникальный «слухач» и может расшифровывать старинные записи семейских стариков. Мы – участники ансамбля – все без музыкального образования, но он придумал свой метод и сумел научить нас петь семейское многоголосье.
Семейское многоголосье на престижных мировых сценах
- И вот, постепенно ансамбль становится довольно известным: лауреатом многих Международных и Всероссийских фестивалей и конкурсов, обладателем и лауреатом премии им. М. Пятницкого, лауреатом Всероссийского конкурса «Традиции», участником Всемирной фольклориады и многих других. Побывав в 15-ти странах мира, мы пели на престижных площадках мировых столиц: Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, Будапешта и Вены, Париж и Цюриха, Берлина и Мюнхена, а также в маленьких деревнях и городках. Встречаясь с интересными людьми, простыми жителями, мы поняли одно: на праздники мы поём и танцуем под свою музыку, разными блюдами мы накрываем стол, на своих языках мы баюкаем детей, у каждого своя вера, но, придя в церковь, мы все молимся об одном и том же. И это очень объединяет! И ещё. Чем больше путешествуешь, тем больше влюбляешься в свою Малую Родину.
Огромная работа по подготовке к выступлению перед экспертной комиссией ЮНЕСКО
- В 2000 году мне позвонили из ГРДНТ им. В. Поленова, из Москвы, и предложили прочитать доклад о культуре семейских перед экспертной комиссией Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры на соискание звания «Шедевр устного и нематериального наследия человечества». Заседание комиссии проходило в г. Великий Новгород, куда съехались представители уникальных культур со всей России. Комиссия, прослушав все доклады, пришла к выводу, что наиболее подходящая под все критерии кандидатура – культура семейских. Но так как времени до подачи всех документов оставалось всего две недели (а это вместе с переводом!). «Мы успеем!» - сказала я, и началась огромная, я бы сказала сумасшедшая, работа. Была создана рабочая группа, которой надо было написать и собрать множество исторических, архивных, антропологических, историко-бытовых и др. документов, справок, снять фильм, сделать фотоальбом.
"Незабываемое ощущение!"
- Огромную помощь тогда оказали гендиректор БГТРК А.Г. Варфоломеев, замминистра культуры А.С. Пискунов, режиссёр телевидения Татьяна Хамаганова, фотохудожник Сергей Конечных, учёный-историк Фирс Федосович Болонев и многие другие. Всё было собрано в срок и отправлено в Париж. И вот, 21 мая 2001 года раздаётся звонок из МИДа, и нам сообщают, что ЮНЕСКО определило первый список «шедевров», куда вошли 19 уникальных культур мира, и среди них – культура старообрядцев Забайкалья. «Прилетайте в Москву на торжественное вручение диплома», - сказали нам. Это было незабываемое ощущение!
«Судьбинушка» ныне
- Сейчас ансамбль помолодел. Пришла молодёжь. И это здорово! Значит, семейская песня будет жить! Недавно ансамбль «Судьбинушка» слетал в Москву, где принял участие в концерте «Восточный новый год в Кремле». Все мы под большим впечатлением.
Агит-театр с некриминальным названием
- Вместе с тем, я всегда любила театр. В 1990 году, глотнув свободы, желая вставить своё слово в этот перестроечный ор демократии, мы создали агит-театр, театр эстрадных миниатюр, который называем «Гоп-компания». Почему? «Гоп» означает «прыжок», «неожиданный удар». А так как мы вошли в состав театра дружной компанией всего ансамбля «Судьбинушка» вместе со своими мужьями, жёнами и детьми, то и получилась «Гоп-компания» - безбашенное общество, вместе весело проводящее время.
Шли годы…театр менялся…
- Мы были остры на язык, смелы в своих выступлениях, и часто бывало, что районное начальство выскакивало из зала под весёлое улюлюканье зрителей. Но зритель нас полюбил сразу и навсегда. Все эти годы спектакли проходят при полном аншлаге. Но шли годы. Театр становился другим. Он стал поднимать и затрагивать совсем другие цели – театральными приёмами заставлять зрителей думать и хоть ненадолго становиться чище, лучше. Мы рассказываем о них самих: иногда весело, иногда зло, иногда печально, но всегда с большой любовью и уважением к нашему зрителю. Мы стараемся современными средствами – танцем, пантомимой, пластикой и др. – рассказать молодёжи о войне, истории, культуре семейских, украинцев, евреев, цыган и других народов, поселяя в их душах понимание и уважение друг к другу и считая национализм злом.
«Гоп-компании» подвластны любые жанры
- Средний состав труппы – 40 человек 14-60 лет. Поэтому мы играем любой жанр – от драмы до мюзикла: клоунскую буффонаду «Корабль дураков», мюзикл «Двое на фоне квартала», музыкальные спектакли «Одесский дворик», «Цыганская дорога», «О чём шумит река…», острые сатирические спектакли, например, «Горе без ума» (посвящённый Году литературы), на военную тематику «Облаком по небу», «У каждого своя война», «Не покидай меня, голубчик», просто весёлые «Занесённые снегом», «Концерт в замочной скважине» (посвящённый Году театра), «Соло для пятого колеса», спектакль-притчу «Край за житейским морем» (о семейских) и много-много других. Все перечисленные спектакли поставлены по собственным сценариям. Главный критерий для постановки того или иного спектакля – своевременность и заинтересованность самих участников.
Лимит премьер за год
- Если нам интересно, то мы ставим и классиков: «Вий» и «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя, спектакль-водевиль по рассказам А.П. Чехова «А чёй-то вы не поделили?», «За двумя зайцами» М.П. Старицкого… Всего перечислить невозможно, ставим ежегодно по 3-4 спектакля.
Массовые спектакли на главной площади
- Театр «Гоп-компания» делает огромные спектакли на главной площади села. Это «Путь-дороженька моя», посвящённый 250-летию прибытия семейских за Байкал, «Путь Аввакума», спектакли, посвящённые Дню Победы. В этих постановках бывает задействовано по 250-300 человек, а на спектакле «Священная дорога», посвящённом 70-летию Великой Победы, участвовало более 700 человек! По силе воспитания молодёжи и детей не сравнятся ни с чем.
«Гоп-компания» и улан-удэнский зритель
- Полюбился театр и улан-удэнскому зрителю. В ГРДТ им. Н. Бестужева мы поставили четыре спектакля, которые состоялись при полном аншлаге. В 2016 году театр «Гоп-компания» со спектаклем «Облаком по небу» стал лауреатом премии «Серебряная подкова».
Плотно и дружно последние годы мы работаем и с Этнографическим музеем, где поставили несколько больших фольклорных представлений для жителей и гостей Улан-Удэ.
Все эти годы костюмы ко всем спектаклям, одежду для семейских коллективов шьёт уникальная и скромная мастерица Татьяна Петровна Космынина. В прошлом году на конкурсе «Байкальский хоровод» она взяла сразу две премии – Гран-при в номинации «Традиционный костюм» и «Русский костюм в стиле Бохо». Вот такие у нас таланты в Тарбагатае!
О планах
- Планов, что у ансамбля «Судьбинушка», что у театра «Гоп-компания» множество. И хоть многие рушатся пока из-за пандемии, надежда питает нас. И из разных городов пишут мне участники театра «Гоп-компания», что они подгадывают свои дела - сессии, отпуска, - чтобы приехать на 30-летие театра и поучаствовать, станцевать, сыграть хотя бы маленькую роль, потому что бывших участников театра у нас не бывает.
Источник: Сайт Министерства культуры Бурятии
Поделиться: