Фольклорный репертуар семейских

Важнейший жанр фольклорного репертуара семейских. Главная их функция — утилитарно-прикладная. Благодаря сакральности заговоры играли важную роль в обрядовой жизни, исполнять их могли люди, обладающие, как считалось, особым даром магического воздействия, — «знахари», «колдуны». В науке заговорам предрекали исчезновение из живого бытования, но традиция не уходила и в условиях воинствующего атеизма, лишь старалась быть незаметной. О полнокровной жизни заговоров и высокой поэзии, в них заключенной, свидетельствуют записи собирателей фольклора в конце ХХ — начале ХХI вв. Известно бытование в устной, рукописной и книжной формах.

 

Для жанровой природы заговоров характерна устойчивость формы и содержания, «знахари» текст сохраняли в неприкосновенности — никакой импровизации, передавали его также людям одаренным, способным использовать его с практической целью. Со временем ореол таинственности вокруг заговоров исчез, они стали более открытыми, и в обиходе некоторыми из них мог воспользоваться любой, знающий текст заговора (например, от ячменя, зубной боли, от «сглаза»). Но магия слова могла, по поверью, пропасть, если заговор произнесен вне ритуального действия или неточно, поэтому обыденным явлением стали списки заговоров «для памяти». Пользоваться заговорами в лечебных целях, по словам информантов, можно было после 40 лет и передавать от старших по возрасту к младшим.

Большую часть заговоров составляют лечебные заговоры от зубной боли, ячменя, «рожи», «родимца», бородавок, на «остановку крови», от «порчи», «сглазу» и другие. Но бытовали не только лечебные заговоры. Были заговоры и заклинания на посев, от червей, чтобы скотина знала свой двор. На Егорьев день заговаривали скотинушку» на первый выгон, чтобы волк ее не тронул.

В заговорных текстах встретились языческая древность и христианство, мифологические образы: «презоры», «ветренницы», «переполохи», «криксы», «плаксы», «утин», «лихоманка» — и христианские святые. Соединились слово и действие, верования и высокая поэзия. Своим поэтическим началом некоторые заговоры напоминают сказочный эпос, поэмы: «У Софьи три дочери. Одна пряла, вторая метала, а третья ходила от реки до реки, носила уроки от ангела …»

Характерны в художественной системе заговоров постоянные эпитеты, сравнения и другие поэтические средства устного народного творчества: «Прошу тебя, солнце красное, пойдешь ты, солнце красное…». Описывая абстрактное место действия — загадочный океан-море — заговор называет и вполне реальные детали вещественного мира. Редко бывают включения в обобщенные реалии заговора конкретных названий окружающей природы: «Матушка Заган, славная река, золотые берега, золотые ключи, замки серебряные …»

Особое место в заговорах семейских занимает образ Богородицы — «скорой помощницы», «защитницы от недугов и скорбей, от сухоты, ломоты, от кровяной, жиловой и головной …»

Р.П. Матвеева

Поделиться: