Мифологический рассказ

Суеверные рассказы о мифических существах широко распространены у забайкальских старообрядцев. В зависимости от главного действующего персонажа выделяются четыре тематических цикла: о домовых (дворовых, колодезных); о лешем и местах, где «водит»; о покойниках, о «том свете»; о людях, обладающих сверхъестественными способностями. При всем многообразии сюжетов в мифологических рассказах все они сводятся к нескольким типологическим ситуациям. Обычно это неожиданная встреча героя с мифическим персонажем — сообщение какой-то информации (просьбы) либо нанесение герою вреда («порчи») — спасение героя бегством или применение средства защиты, либо выполнение просьбы.


Основной мотив в рассказах о демонологических существах — мотив встречи с «нечистой силой», бесплотными существами, олицетворяющими исконных врагов человеческого рода. Характер нечистой силы приобрела часть бывших языческих божеств, вполне органично вписавшись в христианскую демонологию, осознаваясь как воплощение сатаны. В повествованиях о домовых (дворовых, колодезных) рассказывают о домовом, который похож на человека и выполняет функции, очеловечивающие его, отличающие от других мифологических персонажей. Домовой всегда хороший хозяин, который присматривает за домом, за порядком, помогает хозяевам, предупреждает об опасности, о болезни кого-либо из домочадцев, о пожаре и др. В большинстве мифологических рассказов леший не обозначен рассказчиками как персонаж, а указывается локус, заколдованное место, где «водит». До сих пор распространены поверья о том, как защититься от таких заколдованных мест, не заблудиться в знакомом лесу. В мифологических рассказах о покойниках, о «том свете» особо выделяются повествования, в которых покойник после смерти приходит домой, навещает родных, мерещится и т.д. Проведение похоронно-поминального обряда направлено на то, чтобы умерший без страданий перешел в статус «предков», дабы не возвращался в мир живых. Нарушение установленных традиций приводит, по мифологическим рассказам, к тому, что покойник посещает живых, зовет к себе, что предвещает скорую смерть живого человека.


Самыми многочисленными и излюбленными являются мифологические рассказы о людях, обладающих сверхъестественными способностями, — о колдунах и колдовках (ведьмах), вера в существование которых жива в старообрядческой среде и по сей день. Неотъемлемый мотив всех этих рассказов — мотив «порчи», нанесения вреда человеку, животным. Выделяются повествования о «сглазе», «сглаживании» или «дурном глазе». Встречаются рассказы о «порче», в которых одна колдовка «портит», другая снимает «порчу». Практически все рассказчики поясняют, что колдовка, которая «портит» человека, лечить не умеет. Большая часть рассказов описывает способы защиты, «оберега».


Л.Л. Кушнарева

Поделиться: