Стихотворно-песенные произведения

Стихотворно-песенные произведения на христианские сюжеты для старообрядцев стали той отдушиной, которая позволяла с наибольшей полнотой выразить свои религиозные и поэтические чувства. Они вписывались своим содержанием в старообрядческую идеологию с ее острым сознанием людской греховности, нравственного несовершенства человека, необходимости покаяния; идеологию, провозгласившую спасение души как смысл жизни старообрядца.

В духовных стихах нашли отражение и начало мироздания с ветхозаветными персонажами («Плач Адама», «Стих Адама», «О Ноевом потопе»), и грядущий конец света («Страшный суд»). В других текстах повествуется о мучениках и подвижниках («Иоасаф и Варлаам», «Алексей Божий человек»), о чудотворцах («Микола чудотворец», «Дмитрий Солунский»), о праведниках и грешниках («Два Лазаря», «Марко Богатый»), о событиях, связанных со старообрядчеством («О Никоне», «О временах Антихриста», «О разорении скитов»).

Духовные стихи имели как устное, так и рукописное распространение. Их знали и умели исполнять многие. Во время постов, например, «мирские» песни петь запрещалось, и тогда вечера заполнялись «божественным» песнопением. Были одаренные певцы, известность которых выходила за пределы своего села. Носителями устной традиции духовного песнопения были, как правило, «помирушки» — нищие, обездоленные, живущие вне «мира». От них миряне не только заучивали духовные стихи, но и записывали в рукописные сборники. Об устном распространении в среде семейских духовных стихов писал в начале ХХ в. Известный лингвист А.М. Селищев: «Духовные стихи у забайкальских старообрядцев, как и у других их собратий, распеваются не только лицами, знающими грамоту, но и неграмотными, наизусть изучившими стихи со слов других. Распеваются они старыми и молодыми, мужчинами и женщинами».

Некоторые исполнители «божественных песнопений» способны были заменить во время богослужения уставщика, пользовались они и не меньшим уважением.

К середине ХХ в. духовные стихи ушли из активного устного бытования, стали в основном уделом рукописных сборников, благодаря которым репертуар и дошел до наших дней. Лишь небольшая часть произведений, перейдя в жанр заговора или молитвы, сохранилась в устной традиции до наших дней. Один из примеров — «Сон Пресвятой Богородицы».

Р.П. Матвеев

Поделиться: